ЛОТ-ЗОЛОТО

На российском рынке вторичной переработки драгоценных металлов наблюдается рост. При этом речь о том, что вырастут продажи в ювелирном сегменте, конечно же, не идет – последний, напротив, с 2014 г. переживает падение. Однако оптимистичнее ювелиров настроены игроки сегмента купли-продажи ювелирного лома. Компания "Лот-Золото" основана в 2016 году и уже успела занять серьезную позицию на рынке.

В частности, наблюдается повы­шательный тренд на ломбардном рынке – по данным Национальной ассоциации ломбардов, с января по май 2016 г. кредитный портфель ломбардов вырос на 15–20%, а всего услугами ломбардов пользуются 10% граждан. 2015 г. также демонстри­ровал внушительные темпы роста – кредитный портфель увеличился на 70%, до 45 млрд руб.

Не секрет, что до 30% заложенных украшений хозяева не выкупают или изначально продают в ломбард, и они в итоге оказываются на рынке вторичной переработки, на которой зарабатывают десятки игроков разного калибра – монополиста тут нет. Поймать волну пытаются новые игроки, воспользовавшись переменами на вторичном рынке драгметаллов в целом. Он серьезно перестраивается: если раньше юве­лирные компании и даже частники имели возможность самостоятельно аффинировать золотой лом, получая чистое золото, то с октября 2015 г. это в России делается только на 11 заводах.

ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ

«К началу следующего года мы планируем выйти на обороты до 900 млн руб. в месяц и 700 кг золота в лигатуре», – говорит генеральный директор компании «ЛОТ-золото» Андрей Жирных. Лигатура – сплав зо­лота с другими примесями, процент которых может быть различным, в зависимости от пробы.

«ЛОТ-золото» – на вторичном рынке драгметаллов как раз тот самый игрок, решивший в хорошем смысле снять сливки с растущего рынка. «Мы – стартап», – говорит Алексей Лазутин, и, если судить по планам на развитие, спорить с этим сложно – здесь ставят на взрывной рост. Сегодня компания только начинает работу, и объемы скупки драгметалла невелики – счет идет на килограммы желтого металла в неде­лю, но здесь уверены, что объемы вырастут. К началу 2018 г. компания рассчитывает на долю рынка в 15–20% (в целом он оценивается в 30 т чистого золота и более 50 т – в лигатуре).

Работать будут с оптовыми продав­цами, минимальная партия приема – от 100 г и выше: обладателям бабушкиного обручального кольца можно не беспокоиться. Покупать золото предполагают у ломбардов – речь идет о тех самых невыкуплен­ных остатках, или «невыкупах».

«Общий объем ломбардных займов по итогам 2015 г. – 45 млрд руб., то есть на «невыкупы» приходится от 4,5 млрд руб.», – говорит Андрей Жирных. При этом объем послед­них будет расти вместе с рынком: если сегодня в стране около 20 000 ломбардных точек, то к 2020 г. этот показатель может удвоиться. После вырастет и кредитный порт­фель – с 45 до 140–150 млрд руб. А значит, увеличатся объемы работы у «ЛОТ-золота». Продавать золотой лом будут. Работают только напря­мую с производителями ювелирных изделий через проведение аффинажа на аффинажных заводах, где из недавних серег и браслетов получа­ют чистое золото в слитках, гранулах и т.д. «Мы развиваем белую, про­зрачную для всех участников рынка компанию, – объясняет генеральный директор «ЛОТ-золото» Андрей Жир­ных. – Согласно поправкам к закону «О драгоценных металлах и драго­ценных камнях» от 30 октября 2015 г., лом ювелирных изделий должен попадать только на ограниченный перечень аффинажных заводов, с частью которых у нас заключены партнерские соглашения».

ДОРОГА В ОБЛАКА

По идее, помочь компании должна растущая стоимость золота на бирже, подогреваемая интересом мировых инвесторов. «С начала года золото выросло более чем на 28%, до $1355 за тройскую унцию, дойдя до максимальных значений с апреля 2014 г.», – напоминает специалист до­верительного управления компании «Инстант-инвест» Рафаэль Аревян. «Brexit, торможение экономики Китая, отрицательная доходность по самым надежным государственным долговым бумагам – все это делает вложения в золото безальтернатив­ными», – полагает вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

Другое дело, что в затяжном росте стоимости биржевого актива уве­рены не все, к тому же, у экспертов вызывают сомнения перспективы работы именно на вторичном рынке, особенно что касается продажи на вторичном рынке аффинированного золота. «В России перспективы рын­ка довольно туманны. В настоящее время он уже заполнен и поделен», – говорит руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович.

По ее оценке, около 70% рынка занимают московские компании, и активизация регионов маловероят­на, ведь в Москве и Санкт-Петербурге аффинированного золота 999-й пробы продается на треть больше, чем во всех регионах, вместе взятых.

Нет недостатка в предложениях и в самом сегменте скупки. Как говорит директор федеральной сети ломбар­дов «Фианит» Станислав Боронин, проблемы с реализацией у крупных игроков нет – на них выходят и скупщики, и переработчики. Правда, последних интересуют относительно крупные партии – от 10 кг и больше. А вот у небольших и средних ломбар­дов проблемы с реализацией бывают – 100 г золота не везде примут по выгодной цене. И есть смысл наладить канал сбыта именно для таких игроков.

Сомнения в перспективах стартапа вызывают и не самые высокие показатели рентабельности. «Маржа при перепродаже аффинированного золота из лома, с учетом НДС, до­вольно скромная, а сопутствующие затраты (в том числе и охрана, так как физический металл – высоколик­видный актив) весьма существен­ные», – считает Евгения Абрамович.

Кстати, в «ЛОТ-золоте» считают, что в этом бизнесе не стоит рассчи­тывать на золотые горы, и признают, что более стабилен ломбардный биз­нес, однако стартовать решили все же с оптового направления, где выше оборачиваемость. К тому же, скупка в меньшей степени зарегулирована. Именно поэтому сейчас в сегмент скупки заходят сами ломбарды. Здесь не нужно хранить залоговое имущество, а главное, к компаниям значительно меньше требований предъявляет Центробанк, прежде всего – в плане отчетности.

Рентабельность скупочных сделок основатели «ЛОТ-золота» оценивают в 3–5%. Во многом это может объяс­няться более высокими, чем в целом по рынку, ценами на драгметаллы, которые предлагает «ЛОТ-золото». Например, на 4 июля 2016 г. 1 г изделия 585-й пробы стоил 1494 руб. (биржевая стоимость – 1646 руб.). Оптовики предлагают цены заметно ниже. В компании «Мосскупка» грамм оценивают в 999 руб, в «Аурисе» – в 1100 руб., в «Вардо голд» дают 1380 руб. за грамм.

«ЛОТ-золото» объясняет свою ценовую политику стремлением пе­реманить к себе оптовых продавцов. Зарабатывать компания планирует на объемах: если ей удастся выйти на обороты в 500 млн руб., даже 3-процентная рентабельность может принести основателям 15 млн руб. Например, одна из последних сделок компании – покупка 7,5 кг золота в одном из московских ломбардов. Она принесла «ЛОТ-золоту» более 500 000 руб. «Вопрос ценовой стратегии у нас решается в пользу объема, на текущем этапе мы не будем менять ценовую политику», – говорит Алексей Лазутин. Другое дело, что для роста компании пока не хватает оборотных средств – ювелирный лом в предполагаемых объемах пока не всегда есть на что закупать.

КОЗЫРЬ В РУКАВЕ

Сложно было бы предположить, что к захвату вторичного рынка драг­металлов присматриваются совсем уж новички. Например, предпринима­тель из Санкт-Петербурга, Владимир Василенко, до этого занимавшийся микрофинансированием, планирует развивать сеть «Ленинградский ломбард». Из торговли металлами в ломбардный бизнес пришел основа­тель сети «Залог успеха» Александр Олейник. Участники рынка предпочи­тают не афишировать подробности своей работы и распространяться об оборотах или собственниках. «Рынок для новичков закрытый», – прямо говорит первый вице-президент «Опоры России» по региональному развитию Павел Сигал.

Двое из четырех основателей «ЛОТ-золота» давно работают в ломбардном бизнесе. Алексей Лазутин, прежде чем прийти в компанию, управлял ломбардным направлением в сети «585/Золотой», объединявшей на тот момент более 550 ломбардов, а до этого работал в сети «Мосгорломбард». Послед­няя должность исполнительного директора «ЛОТ-золота» Андрея Жирных – руководитель направ­ления «Ломбарды» федеральной сети ломбардов Sunlight, до этого он также работал в сети «585/Золотой», занимая пост заместителя директора по ломбардной деятельности.

Под управлением Жирных и Лазутина также действует одна из ассоциаций ломбардов России – Национальное объединение ломбар­дов, – которая включает более 650 организаций. Скупать драгоценный металл основатели золотого стар­тапа предполагают прежде всего у участников собственной ассоциации, их же они в дальнейшем собираются и кредитовать, а в будущем намерены развивать собственную сеть ломбардов.

Среди учредителей компании также значится Константин Романов, владелец 40% акций «ЛОТ-золота». В прошлом Романов – один из учре­дителей компании «Союзконтракт», известного в прошлом импортера куриных окорочков и спирта «Роял». Он же считался близким приятелем главы «Онэксима» Михаила Прохо­рова. Не исключено, что благодаря связям соучредителя золотому стар­тапу удалось договориться о сотруд­ничестве с одним из 11 аффинажных заводов страны – «Красцветметом». В прошлом он входил в структуру «Норильского никеля», а сегодня контролируется администрацией Красноярского края.

В принципе на аффинажный завод может выйти любая компания, другое дело, договорится ли она о сотруд­ничестве (заводы заинтересованы в больших объемах) – и на каких условиях. При этом работа именно с аффинажным предприятием прин­ципиально важна: согласно действу­ющему законодательству, схема позволяет избежать уплаты НДС.

В итоге, несмотря на транспортные расходы (пока, правда, незначи­тельные – перевозка 4 кг золота обошлась в 12 000 руб.), «ЛОТ-золото» отправляет выкупленный лом на север, притом что, к примеру, аффинажные заводы есть в Рязани (Приокский завод цветных метал­лов), подмосковном Щелково и даже в столице (Московский завод по обработке специальных сплавов). «Мы ведем переговоры с Приокским заводом, а также с заводом спецс­плавов, – уточняет Алексей Лазутин. – Мы ищем оптимальное соотно­шение, а с точки зрения рисков и доходности условия «Красцветмета» лучше». «Аффинажные заводы не будут работать себе в убыток, при любом росте объема им важен соот­ветствующий рост сбыта», – говорит Евгения Абрамович. А продажи физического металла практически не растут второй год подряд.